Публикации

Новые публикации

Цель: – Осознание обучающимися значения правильного дыхания для успешного   обучения на занятиях, роли правильной осанки  и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения. Задачи: Обучающие: – приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния, – этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики, – разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы. Воспитательные: – развитие чувства единства с педагогом при проведении открытого занятия, – развитие чувства товарищества и взаимопомощи в  условиях совместного обучения, - воспитание здоровой и физически развитой личности. Развивающие: – развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога, – развитие навыков концентрации внимания, – развитие навыков единой дыхательной техники, – развитие правильного дыхания  на основе дидактического песенного материала. Технические средства актовый зал фортепиано классная доска, мел. ноутбук   План - конспект открытого занятия (45 минут)   Организационный момент – (2 мин.) – Объявление темы: Опора дыхания как основа вокального исполнительства. Развитие голосовых возможностей учащихся. Дыхательная гимнастика. Особенности формирования правильного дыхания. Распевы: – (8 мин.) - Дыхательная гимнастика (5 мин) Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи. Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох. Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как основа вокального исполнительства. Таблица типов дыхания. (10 мин.)   –  Этапы и особенности развития детского дыхания. Виды дыхания: нижнерёберное и верхнерёберное. Опора дыхания. Напряжение вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата. -  Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется. Различают следующие типы дыхания: Костальное (ключичное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения. Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут. Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении. Создание проблемной ситуации – (5 мин.)  Вопросы педагога: – Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? – ответы обучающихся: (концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох), – Что влияет на дыхание? – ответы обучающихся: (болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация), – Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее? – ответы обучающихся: (развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное) - Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – ответы обучающихся: (косто - абдоминальное, абдоминальное) Задача: – развитие умственной активности, активизация памяти. Физкульт – минутка. (5 мин.) Музыкальная игра «Мы руками…» Практическая работа.        Разучивание вокального произведения– (5 мин.) Эстрадно – вокальное произведение «Цветик – семицветик» слова и музыка С. Науменко. Разучивание 2 куплета и припева. Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом. Отработка певческого дыхания (на примере разученных песен)  – (5 мин.)  –Активизация правильного вдоха в соотношении с выдохом. Активная атака звука. Устойчивое пение фразировок. Правильная осанка певца. Снятие мышечных спазмов и барьеров у обучающихся в процессе работы над произведением. Подведение итогов: – анкетирование – (3 мин.) Домашнее задание. (2 мин) Задание: Выучить любое наиболее понравившееся стихотворение о спорте или здоровом образе жизни. Повторить упражнение на вдох и выдох.   Методическая литература для разработки занятия 1.Науменко С. «Волшебная Азбука в легендах, стихах и музыке», самиздат, СПб, 2009 г. Рыжкова–Гришина Л. В. «Волшебный букварь», «Гармония», тверская обл.типография, 2004 г. Русские народные сказки, легенды, предания, М., «Астрель», «АСТ», 2004 г. «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки», 2010 г.  

"Опора дыхания как основа вокального исполнительства"

  В настоящее время  большое значение придаётся  занятиям художествен­но-эстетического цикла, в частности, музыкальному, вокально-хоровому творчеству. Музыка воспитывает доброту, отзыв­чивость, чуткость в отношениях с другими людьми, формирует нравственно-эстетические идеалы. Эти цели особенно актуальны сегодня, в связи с чем воспитание искусством музыки   приобретает важную роль в духовном становлении личности ребёнка.   Но остаются вопросы: как сделать  занятие по   музыке, вокалу занятием по искусству? Какое место в этом процессе принадлежит самой музыке, педагогу, ее преподающему, и ребёнку, её постигающему? За­частую эстетические вкусы детей складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит  руководителей. Любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает к действию: надо что-то менять. Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании Эффективность занятий искусством зависит прежде всего от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Первостепенное значение приобретает единство эмоционального, художественного и сознательного отношения ребёнка к музы­ке, комплексное воздействие на психику, моторику и фи­зиологию учащихся. Дети должны знать, что  занятия музыкальным искусством, - это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно. Педагоги вокально-хоровых коллективов в своей деятельности должны уделять серьёзное внимание инновационным методам и приёмам. Важнейшая роль отводится личностно ориентированному обучению, педагогике сотрудничества, интегративным процессам, чувствам и эмоциям каждого ребёнка. Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности обучающегося, создание необходимых условий для его развития. Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера  внесут радость в совместную работу педагога и обучающихся, создадут творческий настрой, что окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребенка, но и на нравственное формирование  его личности.   Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, целесообразно  выделить следующие технологические модели:    - диалоговое взаимодействие педагога  и   обучающегося;   - учебно-игровую деятельность;   - проблемно-поисковые методы;   - арттерапию. С повышением  воспитательной функции   занятий во внешкольном учебном заведении возникает потребность введения в практику работы  педагогов, преподающих искусство, таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к обучающемуся, использование искусства в качестве средства  формирования  нравственности ребенка и развития его способностей.  Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда педагог и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством.  Таким образом, современное занятие вокально-хоровых коллективов  должно отвечать следую­щим требованиям: -  реализации личностно ориентированного обучения; -  воспитательной направленности  занятий; - созданию отношений в системе "педагог - обучающийся" с приставкой "со": сопере­живание, сотрудничество, соучастие, сотворчество; - развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры; - построению  занятий  с учётом  метода художественно - педагогической драматургии; - использованию в вокально-хоровой практике интеграции с  другими видами искусства, литературой, историей; - отбору музыкального материала с учётом национальных особенностей музы­кальной культуры и традиций крымского региона, включению такой важной составляющей, как фольклор; - использованию музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе  с детскими неврозами. Педагогическая технология воспитания певческой культуры В отношении воспитания певческой культуры, самое главное, - не лишить  ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие  вокального искусства на их духовный мир. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе  занятий вокальный или  хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.  Воспитание должно носить природосообразный характер, т.е. строиться в соответствии с детской природой,  что отвечает целям и задачам общего музыкального образования.      Путь  ребёнка к музыке, культуре пения имеет свои определенные стадии. первоначальный этап - это знакомство ребёнка с миром искусства и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности; ощущение каждым ребенком значимости своего голоса в окружающем его Мире песни; познание радости от совместного звучания голосов и причастности к этому каждого отдельного голоса. Характеристика процесса обучения  вокальному искусству Цель обучения  вокальному творчеству - сформировать нравственные качества, устойчивый интерес к  вокальному искусству у обучающихся  посредством их активной музыкально-творческой деятельности, исполнительских вокальных навыков. Достижению данной цели способствует решение следующих задач: образовательных: овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, унисона и многоголосия, создание музыкально-художественного образа в исполняемых песнях; знание основ певческой гигиены, самоконтроля голосового аппарата, бережного отношения к нему; развивающих: развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы; развитие голосового аппарата;  развитие артистических качеств, сценической культуры; воспитательных: воспитание высоких нравственных качеств, эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Для успешного творческого развития ребенка необходимо много составляющих, главными из которых являются: создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии; радость творчества, испытываемая каждым ребёнком; интерес окружающих к замыслам обучающегося, дружеское обсуждение результатов его певческой деятельности; уважение результатов работы юного исполнителя.  Образовательный процесс проводится в групповой и индивидуальной форме. Преобладающим методом вокально-хорового обучения является личностно ориентированный подход, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяющий сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала. Задачи индивидуального и коллективного певческого развития обучающихся  решаются в  реализации следующей  работы: - практической  и теоретической деятельности (упражнения, вокализы, сведения о выдающихся музыкантах, композиторах, знание музыкальной грамоты); - развития пластики, чувства ритма и координации движений; - репетиционной работы над учебным и концертным репертуаром; - участия в фестивалях, конкурсах, концертных выступлениях. В ходе распевания большое внимание уделяется работе по разучиванию упражнений, способствующих  формированию вокальных навыков обучающихся: певческого дыхания, звуковысотного, ладотонального, тембрового и гармонического слуха, ритма, дикции, артикуляции. Имея в виду, что дети младшего возраста любят  играть, следует подбирать вокальные упражнения таким образом, чтобы каждое из них имело интересное содержание, элементы игры и могло заинтересовать детей, помочь им осознать  выразительные особенности пения. С помощью игровых упражнений   преодолеваются различные певческие сложности детей, развивается их музыкальный слух и певческий голос, чистая интонация, эмоциональность, творчество. В процессе вокальной работы дети учатся различать музыкальные оттенки, лады, у них развивается чувство тяготения к тонике,  они создают свои варианты мелодий, исполняют их выразительно,  используя различные  техники пения: legato, staccato, non legato. Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут  исполнять охотно и выразительно, ибо без эмоционального компонента   невозможно развить музыкальные способности детей.  В ходе творческих заданий дети учатся  петь выразительно, передавая характер и настроение песни. Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Постепенно дети, обучающиеся вокальному творчеству, приучаются  правильно и красиво петь, а это очень важно, так как вместе с развитием музыкальных способностей у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Итогом процесса обучения являются открытые занятия,  участие детей в фестивалях и конкурсах, отчётных концертах центра, мероприятиях города и республики. Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков Начальным этапом  вокальной работы на занятиях является распевание, которое способствует выработке певческих навыков. На распевание отводится  20 - 30 минут в начале  занятия, причём, лучше петь стоя. Формирование качественного певческого звука, как правило, вырабатывается специально подобранной системой упражнений, благодаря которой достигается ровность голоса, ровность гласных, развитие диапазона. Можно использовать комплексы упражнений, разработанные С. Риггсом, В. Емельяновым.  Распевание имеет две функции:  - разогревание и настройка к работе голосового аппарата юных певцов;   -привитие вокально-технических умений и навыков (певческое дыхание, звукообразование, унисон, дикция, артикуляция, многоголосие, создание музыкального образа), достижение качественного и красивого вокального звучания в исполняемых произведениях. Воздействие танцевального искусства на пение детей Танцевальное искусство  для вокалистов – это пластика, искусство танца в руках, жестах. Жесты, пластика рук выступают в роли средства, создающего пение “языком” движений. Нужно стремиться к тому, чтобы дети в итоге передавали собственными движениями руки своё певческое состояние. Главное, - выражение художественного образа  звука в пластике, движениях рук; поиск детьми среди жестов (угловатых, монументальных, жестких, насмешливых), предложенных  педагогом, таких, которые наиболее полно помогают воссоздать необходимый   певческий звук.  Необходимо добиваться, чтобы  дети жестами и пением могли передать  собственное эмоциональное состояние. Совершенствование вокального  творчества с помощью пластики, жеста, красок и способствует осознанию обучающимися уникальности, целостности и всеобщности искусства. Художественно-синкретический метод помогает ребёнку выразить свою духовность, благодаря окружению и проникновению в процесс пения выразительных средств других видов искусства, которые опосредованно влияют на  вокальную культуру детей, раскрывая целостность, неделимость искусства. Предложенные педагогические технологии ориентируют педагога на развитие в  ходе вокальной работы  творческого потенциала обучающихся, их умения  выразить  собственные чувства и мысли в звучании голоса, на понимание смысла своей деятельности. Использованная литература: Варламов А. Е. Полная школа пения. Учебное пособие, 3-е изд. А. Е. Варламов СПб.: Лань, 2008. – 120 с. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства методическое пособие / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с. Огороднов Д. Е. Комплексное музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. –К.: Радянська школа, 1998 г. Халабузарь П. В. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для музыкальных училищ / П. В. Халабузарь. - М.: Музыка, 1990. – 173 с.

Применение инновационных технологий в вокальном воспитании обучающихся